Государственно-общественное управление

Эссе «История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины ВОВ». Коленченко Е.М.

Школьные учителя обладают властью, о
которой премьер-министрам
приходится только мечтать»
У.Черчилль

   Сегодня перед российским обществом стоит очень серьезная проблема — сохранение исторической памяти и преемственности поколений. Именно учителя истории одни из немногих решают задачу формирования национального самосознания, чувства гражданственности, патриотизма и социальной ответственности у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значение изучения Великой Отечественной войны в школе. Великая Отечественная война, ее история и результаты, выступают важнейшим социокультурным идентификатором в процессе исторического познания, являясь яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа против фашизма за свободное развитие нашего Отечества, способствуют формированию гармонично развитой личности, правильной системы ценностей патриотизма и активной позиции граждан, любящих и уважающих свое Отечество. Чем дальше уходим мы от войны, тем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится память о них.

   В целом учащиеся имеют общие представления о Великой Отечественной войне, но эти знания нельзя назвать глубокими. Молодежь не задумывается о том страшном времени. Цена за великую Победу воспринимается все менее масштабно и трагично. Поэтому важна правильная трактовка Великой Отечественной войны учителем истории. Но на пути достижения поставленных целей и решения задач возникают проблемы: организационные, содержательные, воспитательные.

   Исследователи подсчитали, что в 1997 г. в учебнике по истории под ред. М.П. Кима истории ВОВ отводилось 43% всего объема учебника. В 2015 г. в учебнике А. Левандовского и Ю. Щетинова военному периоду уделено 8%. Учителя истории постоянно твердят о нехватке времени. Одной из важных организационных проблем является нехватка времени, то есть количество часов, отведенных на изучение данной темы. Учитель, с точки зрения преподавания не совсем свободен, он вынужден придерживаться программы, согласно которой на изучение темы Великой Отечественной войны отводится очень мало часов. Не буду повторяться. Каковы же наши организационные возможности?

   В системе преподавания истории профильной школы социально-гуманитарной модели предусматривается дополнительный (третий час) в неделю на изучение истории в старшей школе. Поэтому часть годовых часов целесообразно использовать на расширение рассматриваемой нами темы. Возможно отыскать дополнительные часы из имеющихся на изучение столь важной темы, которой является Великая Отечественная война, либо при желании может взять из предлагаемого планирования его ключевые позиции.

   Кроме уроков истории можно использовать элективные курсы в 9- 11 классах, например, по программе «Актуальные вопросы изучения истории Второй Мировой и Великой Отечественной войн». Межшкольные элективные курсы по подготовке к ОГЭ И ЕГЭ; внеурочную деятельность по целому ряду направлений, встречи с ветеранами, участие в различных тематических викторинах, акциях, квестах, конкурсах, олимпиадах; экскурсии, музейные уроки; поисковая и исследовательская деятельность школьных музеев, сотрудничество с библиотеками.

   Если раньше в числе основных источников знаний о войне у всех поколений фигурировали семейные воспоминания и встречи с ветеранами, то в ближайшем будущем по объективным обстоятельствам этот канал будет сведен к минимуму. Таким образом, мы вступили в принципиально новый этап сохранения и воспроизводства памяти о Великой Отечественной войне.

   Преподавая историю Великой Отечественной войны, учитель сталкивается с проблемой содержательного характера. Главное, чтобы мы, неся детям правду о войне, не забывали о смысле этой войны, о ее цене и результате. Такая работа должна строиться на достоверной научной информации. О Великой Отечественной войне снимают всё больше фильмов и документальных передач, издают книги, публикуют статьи. И всё же остаётся немало мифов и спорных фактов, по которым продолжаются дискуссии и историков и общества. Появилось большое количество «ниспровергателей мифов», которые путем вскрытия белых пятен в истории войны, дегероизация бывших героев и постановки на пьедестал новых, пытаются не только переписать историю Великой Отечественной войны, но и сформировать новую систему представлений о войне, навязав её новому поколению россиян.

   Главным источником знаний для учащихся, бесспорно, является учебник, но его содержание может быть дополнено многими ранее неизвестными фактами и событиями. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество ранее не известной нам информации, только надо уметь ею пользоваться, находить, систематизировать и анализировать, используя возможности сети ИНТЕРНЕТ, исторические документы. Особенно актуально это в последнее время, когда предпринимаются попытки переписать, исказить историю Великой Отечественной войны. Попытки пересмотра событий и итогов Второй мировой войны проводятся на самом высоком уровне и приобретают все более активный и наступательный характер. Несмотря на огромные возможности добывать самую разнообразную информацию, подростки не умеют этого делать. Хотя обвинять в этом подростков не совсем правильно. Дело и в нашей системе образования.

   Как же сформировать у учащихся объективную картину ВОВ?

   Дать возможность ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, полнее усвоить значение победы для страны и каждого гражданина РФ, закрепить интерес к собственной истории, к её героическим страницам; составить целостное представление о войне, истоках победы, роли народа и личности в истории, значении вклада нашей страны в ход и исход Второй мировой войны в целом; проблемно излагать и изучать материал (выделение ключевых вопросов, проблемный характер их рассмотрения), создавать познавательные проблемные ситуации; развивать умение самостоятельно работать с разнообразными историческими источниками, анализировать информацию по разным проблемам Великой Отечественной войны; активизировать знания учащихся, полученных при изучении истории, литературы, географии, музыки; демонстрировать результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся своим сверстникам, родителям, ветеранам Великой Отечественной войны; совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям периода Великой Отечественной войны, вести дискуссию по вопросам, получившим весьма неоднозначное освещение в современной литературе о войне СССР против фашистской Германии и ее сателлитов.

   Чтобы воссоздать историческую правду о Второй Мировой и Великой Отечественной войнах и бороться с фальсификацией истории в процессе преподавания надо уделить следующим спорным вопросам и проблемам:

  • можно ли было предотвратить трагическое начало Великой Отечественной войны; оценка пакта Молотова-Риббентропа;
  • оценка Сталина в годы войны (Сталин – герой или тиран, приведший страну к огромным жертвам)
  • оценка полководцев и главным образом Г. Жукова (полководцев много, а выдающийся только один или жестокий человек, проливший реки солдатской крови)
  • репрессии военной поры (необходимая мера для укрепления дисциплины и борьбы с мародерством или тирания диктатуры Сталина)
  • проблема патриотизма и героизма простого народа (подвиг во имя спасения Родины или либо убьют как героя либо в плен)
  • поставки по Ленд-лизу (Если бы не Ленд-лиз, то Советский Союз не выстоял бы первые полгода и проиграл бы войну или Генерал Дж.Маршал «В критические дни решающую роль в предотвращении катастрофы сыграли не США, а русская армия, развеявшая миф о непобедимости фашистов»)
  • проблема сотрудничества с врагом (причины: вынужденная мера, испуг, насилие, потеря веры в возможность победить врага или люди, пострадавшие от террора Сталинских репрессий, от раскулачивания и гражданской войны)
  • партизанское движение (это блеф сталинской пропаганды, оно было затеяно ради рельсовой войны или это наш второй фронт, который с первых дней войны вносил достойный вклад в победу)
  • цена Победы (Может ли эта Победа быть Великой, если она достигнута такой ценой?) и др.

   В обсуждение надо включить и те вопросы, которые сегодня обсуждаются на ТВ и в Интернете, привлекающие внимание молодежи. Например, зачем на самом деле было нужно взятие Рейхстага, о подвиге 28 панфиловцев и З.Космодемьянской, два генерала – Власов и Карбышев и др.

   Для этого надо активней использовать:

  • урок «круглый стол». Материалы к заседанию круглого стола ребята готовят заранее, используя дополнительный материал, фотографии, документы и др.
  • урок «пресс-конференция», на которой могут присутствовать из числа учащихся «официальные государственные лица», «ученые историки», «бывшие партизаны и подпольщики».
  • урок-практикум, где на рассмотрение учеников предоставляется не только фактический материал, но и фрагменты из выступлений, писем, воспоминаний участников сражений, видных политиков и полководцев.
  • урок-симпозиум, где 2-3 лектора из хорошо подготовленных учеников знакомят ребят с какой-либо темой и высказывают свою точку зрения на существующие проблемы.
  • урок-презентация, где ребята демонстрируют фотодокументы, фрагменты видеофильмов, используя исторические карты, воспоминания военачальников.

   Именно такие уроки и занятия с гражданско-патриотической направленностью формируют у учащихся чувство гордости за принадлежность к великому народу и воспитывают чувство патриотизма.

   Воспитывающий потенциал уроков истории напрямую зависит от содержания. Наше общество ожидает, что учителя вложат в школьников не только знания, но и чувства, прежде всего патриотизма. Здесь наша задача формировать у детей культуру «прочтения» наследия войны, потребности обращаться к урокам прошлого, к примерам выполнения священного долга по защите Родины, образцам героизма и самоотверженности; социальной ответственности у молодежи за прошлое, настоящее и будущее России, желания стать достойными наследниками и продолжателями ратного и трудового подвига фронтового поколения.

   Важнейшими результатами такого подхода, являются осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление социально-нравственного опыта военного поколения; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; целостное представление учеников об истории Великой Отечественной войны, расширении опыта оценочной деятельности школьников на основе осмысления исторического масштаба событий и результатов Великой Отечественной войны; готовности учащихся применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, исторической памяти.

Поделиться с друзьями:



"Горячая линия" по организации отдыха
и оздоровления детей 
понедельник - пятница с 13.00 до 15.00 час.
по тел. 4-13-72, 4-31-22

«Горячая линия» по вопросам приема в муниципальные 
образовательные организации
вторник, четверг с 10 до 12 час. по тел. 4-12-79, 4-31-22

Горячая линия по вопросам выплат ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство с 10.00 до 12.00 вторник, четверг по телефону - 4-01-08, 4-31-22

Горячая линия по вопросам организации бесплатного горячего питания для обучающихся с 1-4 класс среда, пятница с 13.00 до 15.00 по телефону - 4-01-08, 4-31-22

Прием граждан по личным вопросам

Начальник Управления образования

По понедельникам с 10.00 до 12.00

Круглосуточный
телефон доверия
по фактам коррупции 
(831) 433-45-80

"Горячая линия" по вопросам введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО

Проводится "горячая линия" по вопросам введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, тел. 4-24-00
понедельник-пятница, с 9 до 12 и с 13 до 16 часов.

Сейчас на сайте

Сейчас 36 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте