Государственно-общественное управление

Педагогический опыт по реализации межпредметных связей при изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования. Орлова Т.А.

Орлова Татьяна Аркадьевна
учитель ИЗО МАОУ «Гимназия №1»
высшей квалификационной категории

   Основываясь на требованиях ФГОС ООО к метапредметным результатам «включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике»1 педагоги сталкиваются с проблемой выполнения этих требований. Каким образом осуществить решение данной проблемы в современных условиях школы?

   Актуальность темы связана с тем, что для обучающихся, полученные знания на разных учебных предметах, остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях, процессах и не всегда ясно представляют себе целостную картину окружающего мира.

   Создание условий для формирования умений у обучающихся устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам является целью нашей работы над данной темой.

   Для достижения данной цели необходимо:

  • Обсудить на методическом совете с педагогами различных дисциплин возможных тем или вопросов для их совместного изучения;
  • определить перечень межпредметных связей между учебными дисциплинами;
  • пополнить педагогический опыт различными технологиями, методиками, формами и методами организации познавательной деятельности на занятиях.

   Для конструктивного выполнения задач необходима совместная работа всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности, требующая высокой творческой активности и глубокого знания своего предмета. Перечень содержательных линий учебного предмета Изобразительное искусство предполагает знакомство учащихся с различными видами искусства - декоративные искусства в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства, синтетические искусства - театр, кино, телевидение, конструктивных видов – это дизайн и архитектура.

   При изучении этих видов учащимся необходимо использовать знания и познавательные умения, сформированные при изучении учебных предметов других образовательных областей. Например, анималистический жанр в изобразительном искусстве тесно переплетается с наукой биологией. Натюрморт из геометрических фигур требует навыков построения геометрических фигур. Мифология сказочный жанр, иллюстрации к произведениям - тесная связь с литературой, ландшафтный дизайна прямая связь с географией… при изучении декоративно-прикладного творчества – технология.

   Несмотря на новые требования к образованию, основной единицей для получения знаний и формирования умений обучающихся остается учебное занятие. Поэтому наиболее эффективной формой реализации межпредметных связей являются интегрированные уроки.

   В педагогике интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

   Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют ещё межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

   Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должно быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

   Изобразительное искусство в системе межпредметных связей позволяет соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к учебной деятельности - ее разнообразие. Разнообразие изучаемого материала, способов и различных форм работы на уроках. Открывает большие возможности для повышения роли самостоятельной работы учащихся, развитию их творческой активности, а это обязательные и основные требования к интегрированному уроку. Совместно с педагогами гимназии других учебных дисциплин нами были разработаны и реализованы интегрированные уроки: «Сюрреализм Сальвадора Дали» (ИЗО + физика); «Мороз и солнце день чудесный…» (ИЗО +музыка + литература.); «Художественное оформление фартука» (ИЗО+ технология); «Золотое сечение» ( ИЗО + геометрия).

   Реализация межпредметных связей при изучении учебного предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию потенциала учащихся, к побуждению и познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, формированию коммуникативных способностей, а значит и выполнению требований к метапредметным результатам.

Поделиться с друзьями:

Горячая линия по вопросам выплат ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство с 10.00 до 12.00 вторник, четверг по телефону - 4-01-08, 4-31-22

Горячая линия по вопросам организации бесплатного горячего питания для обучающихся с 1-4 класс среда, пятница с 13.00 до 15.00 по телефону - 4-01-08, 4-31-22

Прием граждан по личным вопросам

Начальник Управления образования

По понедельникам с 10.00 до 12.00

Круглосуточный
телефон доверия
по фактам коррупции 
(831) 433-45-80

"Горячая линия" по вопросам введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО

Проводится "горячая линия" по вопросам введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, тел. 4-24-00
понедельник-пятница, с 9 до 12 и с 13 до 16 часов.

Сейчас на сайте

Сейчас 23 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте