Результаты пробного сочинения

   В целях подготовки к проведению итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, отработки алгоритма проведения и вопросов оценивания итогового сочинения (изложения) 22 октября в общеобразовательных организациях Володарского района организовано проведение пробного сочинения (изложения) по литературе.

   В выполнении работы принимали участие 162 учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений района и Кадетской школы-интерната.

   Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2019-2020 учебный год: "Война и мир" – к 150-летию великой книги, "Надежда и отчаяние", "Добро и зло", "Гордость и смирение", "Он и она".

   В рамках этих направлений были представлены следующие темы для написания пробного сочинения:

  1. Какая проблема, поставленная Л.Н. Толстым в романе «Война и мир», интересна для вас?
  2. Согласны ли вы, что отчаяние и надежда – это путь к одной и той же цели?
  3. Может ли добро обернуться злом?
  4. Можно ли согласиться с призывом Ф.М. Достоевского «Смирись, гордый человек»?
  5. Любовь делает человека сильнее или слабее?

   Анализ выбора тем учащимися показал, что наибольшее количество писавших работу- 61 чел. (37,6%) выбрали тему № 3. Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.

   34,5 % учащихся (56 чел.) выбрали тему № 5. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Тема сочинения данного направления дает возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями.

   26 учащихся (16 %) остановили свой выбор на теме № 2. В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности.

   Равное количество учащихся – по 9 человек (5%) обратились к темам № 1 и  № 4. Тема, связанная с направлением 1, предполагает попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Выбравшим данную тему необходимо, опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

   Четвертое направление (тема № 4)  предполагает осмысление выпускником понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

   93,2 % учащихся справились с работой, т.е. получили «зачет».  Не справились с пробным сочинением (работы не соответствовали выбранной теме и выполнены без аргументации без привлечения литературного материала («незачет») - 11 учащихся, что составило 6,8%.

Поделиться с друзьями: